Тираспольский Борис - Сказание Сур Даса (по мотивам поэмы Сур Даса «Сур сагар») слушать онлайн
Сказание Сур ДасаСпектакль по мотивам поэмы Сур Даса «Сур сагар»
Серия «В фонотеку школьника. Былины и сказания»
Год записи: 1969
Выход на виниловой пластинке: 1978
Автор пьесы и режиссёр: Борис Тираспольский
Композитор: Томас Иосифович Корганов
Научный консультант записи: Наталья Михайловна Сазанова
Исполнители: Семён Гушанский, Маргарита Корабельникова, Бронислава Захарова, Георгий Менглет, Сергей Гражданкин, Роза Макагонова, Юрий Дубов, Николай Алексеев, Борис Левинсон, Антонина Дмитриева, Елена Озерцова, Яков Беленький, Татьяна Курьянова, Михаил Львов, Лия Ахеджакова, Людмила Долгорукова
Жанр: Аудиоспектакль
Издатель: Мелодия
Тип издания: WEB / Digital Release
Корректировка файлов: ley-barmaley
Аудиокодек: MP3
Битрейт: 128 kbps / постоянный (CBR)
Частота дискретизации: 44,1 kHz
Каналы: 2
Время звучания: 1:16:36
Роли и исполнители
Сур Дас - Семён Гушанский
Кришна - Маргарита Корабельникова
Бальрама - Бронислава Захарова
Канса - Георгий Менглет
Акрура - Сергей Гражданкин
Деваки - Роза Макагонова
Васудева - Юрий Дубов
Вишну - Николай Алексеев
Нанда - Борис Левинсон
Яшода - Антонина Дмитриева
Путана - Елена Озерцова
Сакатасур - Яков Беленький
Судама - Татьяна Курьянова
Озёрный змей - Михаил Львов
Пастушка - Лия Ахеджакова
Радха - Людмила Долгорукова
Первый мальчик - Маргарита Корабельникова
Второй мальчик - Бронислава Захарова
Группа хора мальчиков Московского хорового училища
Ансамбль солистов Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио под управлением Александра Корнеева
Соло на флейте — А. Корнеев
Соло на восточных музыкальных инструментах — Ф. Иванов
Треклист
01. Пролог
02. Брачная церемония
03. Рождение Кришны
04. Побег
05. Встреча Нанды и Васудевы
06. Новое злодеяние Кансы
07. Смерть Путаны
08. Смерть Сакатасура
09. Кришна и Бальрама
10. Заключение первой части
11. Вступление второй части
12. Бальрама зовёт Кришну пасти коров
13. Утро
14. Победа над Озёрным змеем
15. Возвращение в деревню
16. Кража масла
17. Радха и Кришна
18. Кража одежды
19. Канса узнаёт о Кришне
20. Прощание
21. Битва
22. Эпилог
1978 году исполняется 500 лет со дня рождения Сур Даса – великого индийского поэта. Его поэма под названием «Сур сагар», или «Океан Сура» является одним из самых популярных в Индии произведений, а сам Сур Дас считается классиком индийской литературы: имя поэта знает на его родине каждый.
Сур Дас родился в 1478 году в деревушке Рункута Северной Индии. Местечко с таким названием сохранилась до сих пор. Рункута, состоящая всего из нескольких глинобитных крестьянских домов, расположена на живописном берегу реки Джамны в районе Браджа. Со всех сторон деревню окружает лес, который сейчас во всех индийских географических справочниках и путеводителях называют «заповедным лесом Сур Даса». Это название – «Лес Сур Даса» – можно видеть на больших указателях вдоль дороги из Агры в Матхуру). Среди леса стоит мемориал в честь поэта. Это хижина, внутри которой на стенах сделаны мраморные барельефы, изображающие самого Сур Даса, его учителя и друга Валлабхачарью и главного героя произведения Сур Даса – Кришну. Именно здесь, в Рункуте слепой поэт находит первых ценителей своего таланта - крестьян окрестных поселений.
Сур Дас был не только поэтом, но и музыкантом и певцом. Он сам сочинял музыку к своими стихами и сам пел их под аккомпанемент музыкального инструмента – танпуры. Традиционный портрет Сур Даса всегда изображает слепого барда с танпурой в руках. В те далёкие времена все поэты Индии непременно пели свои стихи – таков был старинный обычай. Сур Дас был неграмотен – он слагал и пел свои стихи по памяти.
В Рункуте в 1510 году произошла встреча Сур Даса с известным странствующим философом-реформатором Валлабхачарьей, славившемся по всей Индии своим умом и образованностью. Валлабхачарья сумел в полной мере оценить талант деревенского певца. Сур Дас сближается с Валлабхачарьей, он уходит вместе с ним в странствия по сёлам и городам Индии. В конце своей жизни, уже известным поэтом, он поселяется в своём родном Брадже, в деревушке Парасоули, недалеко от храма «Шри Натх джи», где жил Валлабхачарья. Сур Дас прожил долгую жизнь, более ста лет. Умер он в Парасоули в 1582 году.
Все сведения о жизни поэта носят, в основном, легендарный характер, и мы не можем с полной уверенностью сказать, имело ли место то или иное событие в его жизни на самом деле. Однако народные предания рисуют нам облик подлинно народного поэта, независимого в своих поступках. Так, легенда рассказывает о встрече Сур Даса с могущественным повелителем Индии, императором Акбаром.
Когда распространилась по Индии слава о дивном даре слепого поэта, о том, как прекрасно поёт он свои стихи-песни, молва эта дошла и до роскошного дворца падишаха Акбара. Падишах Акбар слыл покровителем искусства и науки: он захотел лично удостовериться в справедливости услышанного и, если его поэзия действительно так прекрасна, наградить Сур Даса по-царски. И вот в столичном городе Фатехпур-сикри, в тронном зале дворца предстал перед падишахом поэт. Сур Дас запел свою поэму о Кришне, прославляя юного пастуха за его любовь к людям. Понравились падишаху Акбару стихи Сур Даса, но он был мусульманский император, привыкший к восхвалениям придворными поэтами собственной персоны. Захотелось услышать Акбару, как восславит Сур Дас его мудрость и величие. Но слепой поэт ответил, что нет у него для этого вдохновения, и снова запел о проказах пастуха Кришны в деревне Браджа, о его играх и ссорах с товарищами, о его любви к красавице Радхе.
Тщетно прельщал падишах дарами нищего слепого поэта, – Сур Дас их отверг; он попросил императора поскорее отпустить его обратно в родную деревню, ибо здесь, при дворе ему «не место». «И понял тогда могущественный падишах, – говорится в старинном «Жизнеописании Сур Даса», – что бы ни предложил он в дар несравненному певцу, ничто для него не имеет цены, ибо нет в его душе обычных для всех людей стремлений к богатству, славе или власти. Понял мудрый Акбар, что и так счастлив слепой певец, видящий правду своими незрячими очами и умеющей делать то, чего не могут самые могущественные зрячие». И отпустил Акбар Сур Даса с миром идти своим путём.
После Сур Даса осталось много стихов, которые были записаны его учениками и почитателями уже после смерти поэта, после того, как их передавали в течение ряда лет из уст в уста. (Стихи индийских поэтов иногда в течение целых столетий бытовали в устной передаче). Самая ранняя из найденных рукописей стихов Сур Даса относится ко второй половине XVII века и содержит его знаменитую поэму «Сур сагар», или «Океан Сура». В этой поэме, созданной Сур Дасом на простом народном языке брадже, поэт рассказывает старинную священную легенду о пастухе Кришне, воплощении божественного Вишну. По этой легенде (как ей следует поэт), Кришна родился на земле, чтобы уничтожить злобного тирана Кансу и дать счастье людям.
Узурпатору Кансе было предсказано, что он погибнет от руки сына своей сестры – царевны Деваки. Поэтому Канса держал в тюрьме Деваки и её мужа Васудева, приказав убивать всех родившихся у них мальчиков. Однако, когда родился Кришна, произошло чудо: отцу удаётся вынести младенца из тюрьмы мимо уснувший стражи и в бурную грозовую ночь перейти реку Джамну. Он пробирается в деревню Гокуль, где узнаёт о рождении в семье пастуха Нанды девочки. Васудеве удаётся подменить детей, и Кришна остаётся в доме пастуха Нанды и его жены Яшоды. Там он и растёт любимым сыном в семье.
Злобный Канса не может забыть о подрастающем где-то мстителе. Он посылает по всей стране своих коварных помощников – ворона-демона Кагасура, ведьму Путану и других. Однако все попытки Кансы и его приспешников уничтожить Кришну остаются тщетными. Вопреки их козням растёт любимец всей деревни весельчак Кришна, он пасёт коров, водит с пастушками хороводы… То и дело жалуются Яшоде на баловника Кришну: то он чьё-то молоко разлил, то стащил масло, то спрятал одежду купающихся девушек. Любит Кришна шутки и веселье! А как прекрасно умеет он играть на свирели! Чуть заслышав её звуки, бегут ему навстречу девушки, и среди них – его любимая Радха.
Сур Дас воспевает счастливые детские и юношеские годы Кришны в деревне Браджа. Но приходит время, и юный Кришна с братом Бальрамой отправляется в столичный город Матхуру, где правит жестокий тиран Канса. Он сражается с Кансой и побеждает его. Так торжествует добро и справедливость над злом и насилием в поэме «Сур сагар».
Спектакль, который вы услышите, создан по мотивам поэмы Сур Даса. В Индии издавна существует традиция постановки спектаклей на сюжет сказаний о Кришне. Эти постановки называются раслила, они очень популярны там и сегодня. В дни всеиндийских народных праздников, таких, как весёлый карнавальные холи (когда все индийцы обливают друг друга водой и вымазывают красками), в городах и деревнях обязательно разыгрываются сцены из сказаний о Кришне. В этих раслила-мистериях о детстве и юности пастуха Кришны обычно играют мальчики в возрасте от пяти до двенадцати лет (они исполняют все главные роли, даже женские – матери Яшоды, Радхи и её подружек). В день представления юные актёры тщательно и серьёзно готовятся: накладывают специальный грим, надевают традиционные одежды. Мальчик-актёр, который удостоился высокой чести изображать самого Кришну, обязательно будет со свирелью в руках, в жёлтой одежде, в короне из павлиньих перьев. В традиционные индийские одежды будут одеты Радха и её подружки. Для большей убедительности (ведь их играют мальчики) им будут приделаны косы!
Герои такого представления много поют и танцуют. Всё представление ведёт рассказчик. Обычно спектакль сопровождается игрой на индийских инструментах, причём обычно музыканты сидят прямо на сцене.
Бывает так, что представление о Кришне идёт много дней и вечеров, ведь Кришна пережил так много приключений и совершил так много подвигов! Мне довелось в Индии однажды во время праздника холи смотреть такое представление в течение двадцати дней! На это представление каждый вечер собирались толпы крестьян из окрестных деревень, а происходило оно в небольшом городке Вриндаване района Браджа, там, где жил Сур Дас и, по преданию, пас свои стада Кришна. На такие спектакли обычно приходят целыми семьями с детьми и внуками, сидят прямо на земле, а в перерывах между действиями зрители тут же подкрепляются нехитрой крестьянской едой из лепёшек с овощами, запивая их простой водой. Для таких представлений строится импровизированная сцена в виде простого помоста с занавесом. В Индии есть целые семьи актёров, играющих эти мистерии из поколения в поколение.
Представления о Кришне и подсказали идею создания спектакля для наших детей по мотивам знаменитой поэмы Сур Даса. Нам кажется, что приключения пастушка Кришны должны понравиться маленьким слушателям. Разумеется, в одном спектакле невозможно охватить все события, происходящие в поэме Сур Даса, ведь тогда нам пришлось бы слушать сказание о Кришне много дней.
В год славного юбилея великого индийского поэта Сур Даса – 500-летия со дня рождения, которое широко отмечается не только в самой Индии, но и в нашей стране, вновь оживают перед нами бессмертные образы его творений.
Старый слепой бард Сур Дас в своей поэме воспел в образе Кришны не мудрого божественного воина-царевича, а простого крестьянского мальчишку-пастуха. Гений Сур Даса особенно проявился в его умении выразить красоту, тепло и величие материнской любви Яшоды, юношеской любви Радхи и Кришны. В тяжёлое для Индии время мусульманского господства, междоусобных войн и феодальной эксплуатации индийского народа, Сур Дас воспевает землю Брадж, где царят равенство и справедливость, где нет голодных, где много поют и радуются. В спектакле сделана попытка воссоздать светлый мир поэмы Сур Даса. Особая роль в нашем спектакле отведена музыке – ведь Кришна сам так искусно играл на свирели! Прислушайся к её голосу, и перед тобой откроется чудесный мир поэзии Сур Даса.
Давай-ка вместе послушаем, что расскажет нам сегодня старый слепой бард из далёкой чудесной Индии!
/Наталья Михайловна Сазанова/ ● Аннотация к пластинке «Сказание Сур Даса» (Мелодия, С50 11031-34)