Ардов Виктор - Юмористические рассказы слушать онлайн
Виктор Ардов: Юмористические рассказыВыход на виниловой пластинке: 1976
Автор: Виктор Ефимович Ардов (1900 - 1976)
Исполнители: Виктор Ардов; Фаина Раневская; Анастасия Георгиевская, Михаил Белоусов; Татьяна Пельтцер
Жанр: Аудиоспектакль
Издатель: Мелодия
Тип издания: WEB / Digital Release
Корректировка файлов: ley-barmaley
Аудиокодек: MP3
Битрейт: 128 kbps / постоянный (CBR)
Частота дискретизации: 44,1 kHz
Каналы: 2
Время звучания: 0:46:33
1. Крах /Виктор Ардов/
2. Мотобабка /Виктор Ардов/
3. Гололедица /Фаина Раневская/
4. Исцелительница /Анастасия Георгиевская, Михаил Белоусов/
5. Про футбол /Татьяна Пельтцер/
Читатели хорошо знают имя Виктора Ардова — видного советского сатирика и юмориста, автора множества рассказов, эстрадных миниатюр, весёлых пьес, сценариев кинокомедий («Светлый путь», «Машина 22-12»), представлений для цирка, воспоминаний о мастерах сцены и слова, которых ныне уже нет среди нас.
В. Ардов работает в «весёлом цехе» более полувека, он — старейший сотрудник «Крокодила», печатался и печатается также в других периодических изданиях, выходящих миллионными тиражами.
В настоящую пластинку включены его избранные юмористические рассказы разных лет.
Многие советские писатели старшего поколения, к которому принадлежит Виктор Ефимович Ардов, в том числе и товарищи его по «весёлому цеху» пришли в литературу из газет. Оперативная газетная работа, связанная с пребыванием в гуще жизни, постоянным общением с самыми разными людьми, была для этих литераторов не писательской купелью. Такими писателями-газетчиками являлись, например, если иметь в виду сатириков, Михаил Кольцов и Григорий Рыклин. У Виктора Ардова жизнь сложилась иначе. Родился он в 1900 году в Воронеже. Отец его был инженером. Среднюю школу и вуз Ардов окончил в Москве. Здесь он получил высшее экономическое образование, но экономистом не стал, а со всем пылом юности с головой окунулся в стихию театра и эстрады, бушевавшую в Москве начала 20-х годов со штормовой девятибалльной силой. Он служил в театрах — у Мейерхольда и у Форегера — то помрежа, то актёром, выступал короткое время в качестве конферансье в одном популярном в то время кабаре, в общем, был «своим человеком» в театре и на эстраде. Одновременно он печатал весёлые фельетоны в тогдашних театральных журналах и журнальчиках, остро подмечая смешную сторону всей этой кутерьмы в искусстве и около искусства. Читатели сразу оценили ироническую наблюдательность и талантливую хватку молодого фельетониста.
Ардова тех лет можно было, казалось, назвать типичным представителем беззаботной богемы. Однако тут необходима существенная оговорка: Ардов, как и многие его сверстники, представители литературной и театральной молодёжи, умом и сердцем приняли Октябрьскую революцию и верно служили ей. Они были «за» пролетариат и его победу и «против» буржуазии и всяческого мещанства, которое они презирали и ненавидели.
Своё презрение к мещанству и его ничтожному духовному мирку, умению приспосабливаться к новым формам жизни, к его подлому свойству отравлять ядом своего ничтожества эти новые формы Ардов выразил в обозрениях, которые шли на сцене тогда совсем юного Московского театра сатиры. Виктор Ардов был одним из организаторов этого театра. Комедия «Статья 114-я», «Склока», обозрение «А не хулиган ли вы, гражданин?», написанные Ардовым совместно с Л. Никулиным, В. Массом, А. Алексеевым, пользовались большим успехом у зрителей, — они были смешны, злободневны, отличались точным сатирическим прицелом.
Наряду с работой для театра (комедия «Всесвалка» и «Мелкие козыри», водевиль «Жених с приданым»), Ардов продолжал писать фельетоны, но постепенно перешёл от фельетонов к юмористическому рассказу. Окрепли сюжеты, появилось стремление к типизации, персонажи обрели своё лицо, свои комические характеры.
Существенно, что Ардов стал активным драматургом знаменитой в 20-х годах «Синей блузы», где начиналась по существу наша советская эстрада.
Первый фельетон Ардова был опубликован в 1921 году; с 1925 года он стал постоянным сотрудником «Крокодила» и других сатирических журналов. Начали выходить сборники его рассказов.
Писатель-юморист по характеру своего творчества обречён на многописание. Ардов — верный паладин малой сатирической формы — не составлял исключения из этого общего правила. Он писал много, и, конечно, у него бывали и просчёты, и неудачи.
Но в лучших своих рассказах и сценках Ардов добивался органического слияния сатиры и юмора, он не только смешил, но заставлял читателя и призадуматься.
Воронежский критик Виктор Кузнецов, опубликовавший в журнале «Подъём» (1971, № 4) доброжелательную и вдумчивую статью о творчестве Ардова, назвал его «кадровым рабочим одного из труднейших цехов советской литературы!» Хорошее определение, но Виктора Ардова надо назвать мастером, — он заслужил это почётное звание всей своей жизнью, всем опытом своей работы в литературе, своими любопытными изысканиями в сфере комического на эстраде, своей многолетней работой по воспитанию молодых сатириков. Он всегда был внимателен и щедр душой к молодым литераторам, приходящим на трудную сатирическую службу, — сказалась школа Михаила Кольцова, блестящего публициста, сатирика, фельетониста «Правды», редактора «Крокодила». Когда я в 1934 году пришёл в «Крокодил», первым, кто меня приветил и протянул дружескую руку, был Виктор Ардов.
Есть у Виктора Ефимовича Ардова ещё одно почётное звание, он получил его во время войны с фашистской Германией на Кавказском фронте, когда, как и многие советские писатели, был сотрудником фронтовой газеты. Отличный, прославленный устный рассказчик — «выступальщик», он был частым гостем солдат и офицеров переднего края, своими рассказами, шутками, анекдотами веселил в блиндажах и землянках фронтовиков. Солдаты и офицеры, любившие Ардова называли его «весёлым майором».
Тем же «весёлым майором» Виктор Ефимович Ардов, достигший сейчас сверхгенеральского возраста, остаётся в своём творчестве и поныне. В постоянном труде не ржавеет его отзывчивое и лёгкое перо.
/Леонид Ленч/ ● Аннотация к пластинке «Виктор Ардов: Юмористические рассказы» (Мелодия, М40 39117-18)